Гражданская оборона

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона дошкольного образовательного учреждения - система оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты сотрудников ДОУ, технического персонала и воспитанников от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной ДОУ:

  • защита постоянного состава в период их пребывания в учреждении при возникновении ЧС в мирное время, а также при угрозе нападения и при возникновении очагов поражения в мирное время;
  • оказание помощи пострадавшим на авариях, при пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях;
  • создание и поддержание в готовности пункта управления, средств оповещения, связи;
  • наблюдение за состоянием атмосферы;
  • оповещение работников ДОУ и доведение до них требований штаба ГО и ЧС района по обстановке;
  • изучение района размещения работников ДОУ, членов их семей при эвакуации;
  • предоставление своих помещений для размещения населения;
  • разработка документации на мирное и военное время по ГО и ЧС.


Выполнение задач гражданской обороны достигается:

  • заблаговременным планированием мероприятий ГО;
  • целенаправленной подготовкой должностных лиц ДОУ и выполнением своих функциональных обязанностей в различной обстановке;
  • изучением возможностей и определением оптимальных вопросов по защите постоянного состава работников ДОУ;
  • совершенствованием ГО;
  • периодическим заслушиванием должных лиц ГО о состоянии доверенных им участков работы по ГО.

Антитеррористическая безопасность

Какие требования установлены законом по антитеррору в образовательных учреждениях?

За антитеррористическую безопасность в ОУ отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта.

К дошкольным образовательным учреждениям выдвигаются те же требования, что и к школам. Комплекс мер по антитеррористической защищенности включает:

  1. Установку кнопки тревожной сигнализации.

  2. Разработку паспорта антитеррористической защищенности.

  3. Проведение учебных эвакуационных тренировок для обучения алгоритму действий при теракте.

  4. Ограничение доступа посторонних в здание и на территорию детского сада.

Педагоги и персонал как в саду, так и в школе, должны быть бдительными, уметь адекватно действовать в экстренной ситуации, четко выполнять инструкции руководства и ответственных сотрудников. От правильных действий взрослых во время теракта зависит многое.

Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности?

В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.

В этом документе:

  • есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в ОУ;

  • представлены возможные сценарии развития кризисных событий;

  • отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;

  • есть оценка возможных последствий теракта.

Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

Деятельность комиссии

Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в ОУ, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории ОУ.

В комплекс предупредительных мер входят:

  • ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
  • регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
  • тщательный контроль за подбором кадров;  
  • обход работниками охраны здания ОУ по вечерам для проверки целостности окон,  дверей;
  • инструктаж по антитеррористической безопасности в ОУсовместно с работниками правоохранительных органов.

Действия при подозрении на вероятность теракта

Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать руководителю ОУ о следующих подозрительных признаках: 

  • попытка проникновения в здание ОУ посторонних людей;
  • стремление незнакомых людей вступить в контакт с сотрудниками ОУ;
  • ведение наблюдения за территорией ОУ – визуального или с помощью технических средств;
  • изучение подсобных помещений посторонними людьми;
  • прибытие в адрес ОУ незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
  • выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.

Работа с обучащимися

Работа по антитеррористической безопасности в ДОУ с детьми проводится в форме бесед и игровых обучающих ситуаций в группах  на темы: «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми», «Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми», «Можно ли трогать назнакомые предметы на улице или в транспорте», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?», , «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» и др.

Обеспечение антитеррористической безопасности в ОУ определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:

  • попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге; если это возможно, записать номер звонившего;
  • во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
  • запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;
  • записать время разговора; сразу послезвонка сообщить о нем только руководителю ОУ или его заместителю; не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.

Организация безопасности в праздничные дни

Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней руководитель ОУ издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в ОУ, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

  • проведение внепланового инструктажа сотрудников ОУ;
  • усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
  • дежурство сотрудников в ОУ;
  • ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
  • контроль за работой охранников;
  • своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.

Контроль за исполнением приказа лежит на руководителе ОУ. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie