Гражданская оборона
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона дошкольного образовательного учреждения - система оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты сотрудников ДОУ, технического персонала и воспитанников от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Основные задачи, решаемые гражданской обороной ДОУ:
- защита постоянного состава в период их пребывания в учреждении при возникновении ЧС в мирное время, а также при угрозе нападения и при возникновении очагов поражения в мирное время;
- оказание помощи пострадавшим на авариях, при пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях;
- создание и поддержание в готовности пункта управления, средств оповещения, связи;
- наблюдение за состоянием атмосферы;
- оповещение работников ДОУ и доведение до них требований штаба ГО и ЧС района по обстановке;
- изучение района размещения работников ДОУ, членов их семей при эвакуации;
- предоставление своих помещений для размещения населения;
- разработка документации на мирное и военное время по ГО и ЧС.
Выполнение задач гражданской обороны достигается:
- заблаговременным планированием мероприятий ГО;
- целенаправленной подготовкой должностных лиц ДОУ и выполнением своих функциональных обязанностей в различной обстановке;
- изучением возможностей и определением оптимальных вопросов по защите постоянного состава работников ДОУ;
- совершенствованием ГО;
- периодическим заслушиванием должных лиц ГО о состоянии доверенных им участков работы по ГО.
Антитеррористическая безопасность
Какие требования установлены законом по антитеррору в образовательных учреждениях?
За антитеррористическую безопасность в ОУ отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта.
К дошкольным образовательным учреждениям выдвигаются те же требования, что и к школам. Комплекс мер по антитеррористической защищенности включает:
-
Установку кнопки тревожной сигнализации.
-
Разработку паспорта антитеррористической защищенности.
-
Проведение учебных эвакуационных тренировок для обучения алгоритму действий при теракте.
-
Ограничение доступа посторонних в здание и на территорию детского сада.
Педагоги и персонал как в саду, так и в школе, должны быть бдительными, уметь адекватно действовать в экстренной ситуации, четко выполнять инструкции руководства и ответственных сотрудников. От правильных действий взрослых во время теракта зависит многое.
Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности?
В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:
-
есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в ОУ;
-
представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
-
отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
-
есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
Деятельность комиссии
Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в ОУ, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории ОУ.
В комплекс предупредительных мер входят:
- ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
- тщательный контроль за подбором кадров;
- обход работниками охраны здания ОУ по вечерам для проверки целостности окон, дверей;
- инструктаж по антитеррористической безопасности в ОУсовместно с работниками правоохранительных органов.
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать руководителю ОУ о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в здание ОУ посторонних людей;
- стремление незнакомых людей вступить в контакт с сотрудниками ОУ;
- ведение наблюдения за территорией ОУ – визуального или с помощью технических средств;
- изучение подсобных помещений посторонними людьми;
- прибытие в адрес ОУ незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
- выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Работа с обучащимися
Работа по антитеррористической безопасности в ДОУ с детьми проводится в форме бесед и игровых обучающих ситуаций в группах на темы: «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми», «Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми», «Можно ли трогать назнакомые предметы на улице или в транспорте», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?», , «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» и др.
Обеспечение антитеррористической безопасности в ОУ определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:
- попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге; если это возможно, записать номер звонившего;
- во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
- запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;
- записать время разговора; сразу послезвонка сообщить о нем только руководителю ОУ или его заместителю; не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.
Организация безопасности в праздничные дни
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней руководитель ОУ издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в ОУ, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
- проведение внепланового инструктажа сотрудников ОУ;
- усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
- дежурство сотрудников в ОУ;
- ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
- контроль за работой охранников;
- своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
Контроль за исполнением приказа лежит на руководителе ОУ. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.